Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
-
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
«Нормативно-правовые документы
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28.09.2023 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
- Приказ УО АГО О принятии мер по формированию функциональной грамотности в общеобразовательных организациях ААГО
- План мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2023-2024 уч.год
«Методические ресурсы»
- Международные сопоставительные исследования: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач--pisa
- Банк заданий по Функциональной грамотности на портале РЭШ https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2F
- Банк заданий по естественно-научной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkczionalnaya-gramotnost/
«Повышение квалификации педагогов»
«Памятка для родителей»